ВВЕДЕНИЕ
Изменения в сфере образования
затронули и специальное образование. Подписанная и ратифицированная Россией в
2012 г. Международная конвенция ООН о правах инвалидов призывает пересмотреть
основные подходы к анализу инвалидности, что выводит на первый план вопросы не
столько поддержки людей с ограниченными возможностями здоровья, сколько
активизации потенциала каждого индивида, в том числе за счет институтов
образования и занятости. При этом особые подходы должны быть разработаны для
людей с различными формами инвалидности, так как рассмотрение людей с
инвалидностью как гомогенной группы с общими запросами приводит к
игнорированию их социокультурных особенностей и уникальных потребностей. Одной
из таких групп являются глухие и слабослышащие, специфическими чертами которых
выступают использование жестового языка, культура глухих и другие особенности,
накладывающие серьезные ограничения на возможности их успешной профессиональной
адаптации.
В настоящий момент
специализированное обучение переживает переходный период и трансформируется
вследствие принятия нового закона «Об образовании». В последние годы основные
опасения родителей и представителей сообщества глухих связаны с внедрением
инклюзивного образования, которая приходит на смену коррекционных школ.
Активисты высказывались против закрытия коррекционных школ, а в некоторых
регионах состоялись митинги за сохранение ситуации с образованием детей с
инвалидностью. Однако позже от насильственной инклюзии отказались, так как по
мнению ряда чиновников, непродуманное и неподготовленное закрытие коррекционных
классов и учреждений может привести к необратимым последствиям для здоровья и
развития больных детей. На сегодняшний день родители детей с нарушениями слуха
имеют возможность выбора: отдавать ребенка в инклюзивную школу или в
специализированную, однако процесс реформирования специализированного
образования еще не завершен.
Возможность выбора инклюзивной
формы обучения предоставляется глухим и слабослышащим не только во время
обучения в школе, но и на этапе получения профессионального образования.
На протяжении продолжительного
периода ситуация с получением глухими и слабослышащими профессионального
образования менялась. Распад Советского
Союза ознаменовался ухудшением общего положения дел в сфере трудоустройства
глухих, а также принятием ряда нормативных актов, усугубляющих сложившуюся
ситуацию. В последние годы в сфере качественного предоставления инвалидам по
слуху высшего и среднего профессионального образования стали происходить
положительные изменения. Так, например, государственная программа «Доступная
среда» на 2016-2020 гг. впервые включает в себя разделы, посвященные
профессиональному образованию людей с нарушениями слуха, в частности, вопросам
перевода лекций на жестовый язык и приспособления программ к потребностям и
особенностям глухих и слабослышащих.
Можно предположить, что число
доступных профессий увеличилось, однако представители учебных заведений
профессионального образования, в которых в настоящее время ведется обучение
глухих и слабослышащих, свидетельствуют об отсутствии конкурса или о недоборе
студентов на многие специализированные программы. В то же время сами глухие и
слабослышащие заявляют о различных барьерах, мешающих получению качественного
образования и трудоустройству.
Таким образом, трансформации,
происходящие с профессиональной подготовкой глухих и слабослышащих (введение
инклюзивного образования, расширение перечня доступных профессий, принятие
новых стандартов, изменение правил приема и обучения глухих и слабослышащих),
с одной стороны, открывают перед людьми с инвалидностью по слуху новые
возможности, а с другой, становятся барьером на пути профессиональной
адаптации и вызовом, в том числе в условиях пересмотра подходов к работе с
глухими и слабослышащими. Необходимо понимать, с какими проблемами сталкиваются
учащиеся с нарушениями слуха, делающие выбор в пользу профессионального
образования, какие барьеры затрудняют процесс его получения.
По некоторым данным, получение
профессионального образования является одной из ключевых стратегий у глухой и
слабослышащей молодежи, причем почти 60 % учащихся говорят о том, что решение
учиться в конкретном колледже принято ими более чем за полгода, что говорит о
продуманности выбранной стратегии. Тем не менее даже учащиеся колледжей и ПТУ,
заранее выбравшие место учебы и поступившие в желаемое учебное заведение,
говорят о барьерах и трудностях, с которыми им приходится сталкиваться в
процессе обучения.
Одной из проблем студентов с
нарушениями слуха является то, что некоторые специальности оказываются для них
закрытыми, поэтому выбор приходится делать из ограниченного числа направлений.
Границы этого коридора задаются естественным образом из-за того, что работа по
определенной профессии оказывается недоступна глухому, зачастую он сужается
искусственно. Особую роль в сужении профессиональных возможностей играют сами
колледжи, не давая возможности молодым людям с инвалидностью по слуху выбирать
специальности из предложенных для слышащих. Представители колледжей отмечают,
что брать на работу переводчика ради одного учащегося нецелесообразно и
нерационально, поэтому администрация старается по возможности собирать всех
глухих и слабослышащих в рамках одного направления, чтобы они посещали одни и
те же занятия:
Второй проблемой является
административный барьер, который может проявляться в нескольких формах:
во-первых, в соответствии с последними положениями, дети с инвалидностью так
же, как и остальные абитуриенты, должны сдавать вступительные экзамены;
во-вторых, абитуриенты обязаны предоставлять различные документы, проходить
медико-социальную экспертизу (МСЭ) и получать индивидуальную программу
реабилитации и абилитации (ИПРА). Вступительные экзамены должны быть
организованы «с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных
возможностей и состояния здоровья». Например, таким учащимся может быть
предоставлено дополнительное время на выполнение заданий или физическая помощь
в ходе экзамена, однако учащиеся коррекционных и специализированных учебных
заведений даже в специально созданных условиях не всегда способны выполнять
задания наравне со слышащими из-за нехватки знаний и навыков. Низкий уровень
подготовки, являющийся во многом результатом низкого качества школьного
образования глухих, ранее не мешал молодежи с нарушениями слуха получать
профессию и устраиваться в жизни, но в связи с отменой части льгот при
поступлении, пути трудовой реализации оказываются ограничены. Причем
необходимость участвовать в общем конкурсе в данном случае усугубляется низкой
правовой грамотностью молодежи с инвалидностью.
Индивидуальные программы
реабилитации и абилитации зачастую выступают барьером к трудоустройству глухих
и слабослышащих на индивидуальном уровне. ИПРА выдается бюро медико-социальной
экспертизы и содержит в себе информацию о программе медицинской реабилитации
инвалида (восстановительной терапии, необходимых технических средствах медицинской
реабилитации, санаторно-курортном лечении), о программе социальной
реабилитации (оказании юридической помощи, социокультурной и психологической
реабилитации, информировании и консультировании по вопросам реабилитации), а
также о психолого-педагогической реабилитации для детей младше 18 лет.
Трудности прохождения МСЭ и получения ИПРА связаны с тем, что помимо
информации о необходимости различных видов терапии и хирургии, технических
средствах реабилитации, и программах лечения, ИПРА содержит также раздел
«Профессиональная реабилитация», который включает в себя информацию о
профессиональной ориентации, профессиональном обучении и переобучении, содействии
в трудоустройстве и производственной адаптации. Помимо прочего, в ИПРА
включаются рекомендации по трудоустройству, доступные виды труда и трудовые
действия (функции), выполнение которых затруднено, а в своих заключениях
специалисты МСЭ опираются на существующее законодательство, однако его
трактовка сильно зависит от специалистов, принимающих решение. То есть, если в
ИПРА будет указано, что человеку с инвалидностью недоступны определённые виды
труда (например, труд, требующий общения с другими людьми), или рекомендуется
создание особых условий труда (например, изолированное помещение), то большой
перечень возможных специальностей будет для него закрыт.
Как отмечают эксперты, «любые
рекомендации в этой графе необязательны к исполнению людьми с инвалидностью.
Но они обязательны для работодателя», соответственно получение работы
становится для глухого или слабослышащего человека затруднительным. Кроме
того, врачи могут вписать в ИПРА такие нечеткие ограничения, как работа на
позициях, не требующих общения с людьми, тем самым очень сильно ограничив
возможности трудоустройства глухого или, например, в раздел «профессиональное
обучение» врачи без согласия клиента могут вписать конкретные виды работ, тем
самым давая основания для отказа в приеме на любую другую специальность (не
указанную в ИПРА). В ряде случаев в ИПРА вписываются конкретные специальности
или профессии, которые рекомендуются ребенку с инвалидностью, однако важно
учитывать, что ИПРА выдается бюро медико-социальной экспертизы, не обладающим
необходимыми знаниями о ребенке для совершения подобных профориентационных
заключений:
Кроме того, прохождение
врачебно-трудовой медицинской комиссии и подготовка соответствующих документов
может занимать продолжительное время, из-за чего возникает ситуация, когда
потенциальные абитуриенты просто не успевают получить все необходимые справки
до окончания срока подачи документов в учебное заведение и вынуждены ждать
целый год, выбирать альтернативные варианты учебы, не соответствующие их желаниям
или вовсе отказываться от данной траектории.
Потенциальные абитуриенты
сталкиваются с рядом иных формальных трудностей, не позволяющих им получить
желаемую специальность: необходимость регистрации при подаче документов, а
также различия в доступе к ресурсам для людей с инвалидностью в разных регионах
значительно снижают их жизненные шансы и сужают коридор доступных карьерных и
профессиональных возможностей:
Серьёзной проблемой, мешающей
учащимся с нарушениями слуха получать качественное профессиональное образование
является отсутствие специальных условий, и в первую очередь квалифицированного
перевода на жестовый язык в учебных заведениях, тогда как его использование в
дополнение к устной речи положительно влияет на понимание учебного материала,
позволяет сделать информацию более доступной и удобной для восприятия.
Образовательная организация должна предоставить возможность получения услуг
перевода, однако многие колледжи, в которых обучаются один или несколько
глухих, не могут позволить себе содержать в штате переводчика, либо вынуждены
обращаться к переводчикам, не обладающим необходимым юридическим статусом,
дипломом, подтверждающим квалификацию. Даже если переводчик в штате все же
присутствует, в обстоятельствах, когда студенты с нарушениями слуха учатся в
разных группах, обеспечение постоянного сопровождения на всех занятиях
становится невозможным. Возникают ситуации, когда студенты оказываются
вынуждены сами находить себе переводчика, однако индивидуально (по ИПРА)
человек с инвалидностью по слуху может претендовать на 40 часов работы
переводчика в год, что, естественно, недостаточно для получения качественного
образования, а также не позволяет добиться высокого качества перевода, так как,
лекции, семинары и любые занятия подразумевают использование специальной лексики,
не знакомой или слабо знакомой приглашенному переводчику. Как уже было отмечено
выше, в ряде колледжей данная проблема решается за счет объединения глухих в
рамках одной учебной программы или направления, что, по сути, лишает их
возможности выбора специализации:
Следующей проблемой
профессионального образования является нехватка квалифицированных педагогов,
умеющих работать с глухими и слабослышащими. Работа с учащимися с нарушениями
слуха требует от преподавателей применения специализированных методик и
подходов, однако проводимое обучение зачастую носит формальный характер, из-за
чего педагоги просто не понимают, как работать с такими учащимися. Кроме того,
внедрение инклюзивного образования наталкивается на сопротивление со стороны
педагогов, которые просто не готовы перестраивать формат занятий и
переориентировать их на включение глухого учащегося в работу:
Наконец, наиболее серьезной
проблемой профессионального образования глухих является то, что карьерные
перспективы вызывают у большинства учащихся опасения.
Даже если после получения
профессионального образования молодым людям удается получить работу - это, как
правило, низкоквалифицированный, тяжелый труд, не позволяющий сделать карьеру
или заработать. В качестве основных возможностей для трудоустройства
называются заводы и крупные торговые компании. Менеджерская или офисная сфера
воспринимается как недоступная глухим. Рассказывая о потенциальных местах
работы, молодые люди большое внимание уделяют тому, что для глухих доступен
именно ручной труд. В своих нарративах они подчеркивают тот факт, что любая
работа, которая сейчас предлагается глухим и слабослышащими на рынке - это в
первую очередь работа руками, которая далеко не всегда соответствует
получаемому образованию (возможности трудоустройства глухих по таким популярным
среди них направлениям обучения, как дизайн, стоматологическая ортопедия,
лабораторная диагностика, программирование и др. оказываются ограничены).
Ожидания от уровня оплаты труда, а также карьерного роста также не добавляют
учащимся оптимизма: молодые люди, имеющие опыт работы, говорят о несправедливой
разнице в оплате труда слышащих и глухих. Они отмечают, что даже на аналогичных
позициях, выполняя одинаковый объем работ, глухие все равно в ряде случаев
получают более низкую заработную плату:
При этом, глухие и слабослышащие
учащиеся не надеются на помощь учебного заведения или службы занятости при
поиске работы.
То есть вопрос трудоустройства в
большинстве случаев должен решаться индивидуально, через друзей, знакомых и
родственников или через объявления, т.к. практически отсутствуют механизмы
поддержки трудоустройства лиц с нарушением слуха.
Полный текст доклада здесь.
|