Приветствую Вас ГостьВоскресенье, 28.04.2024, 03:53

Сайт преподавателя Агеева Ю.В.


Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи

Проблемы получения профессионального образования лицами с нарушением слуха

ВВЕДЕНИЕ

Изменения в сфере образования затронули и специальное образование. Подписанная и ратифицированная Россией в 2012 г. Международная конвенция ООН о правах инвалидов призывает пересмотреть основные подходы к анализу инвалидности, что выводит на первый план вопросы не столько поддержки людей с ограниченными возможностями здоровья, сколько активизации потенциала каждого индивида, в том числе за счет институтов образования и занятости. При этом особые подходы должны быть разработаны для людей с различными формами инвалидности, так как рассмотрение людей с инвалидностью как гомогенной группы с об­щими запросами приводит к игнорированию их социокультурных особен­ностей и уникальных потребностей. Одной из таких групп являются глухие и слабослышащие, специфическими чертами которых выступают использование жестового языка, культура глухих и другие особенности, накладывающие серьезные ограничения на возможности их успешной профессиональной адаптации.

В настоящий момент специализированное обучение переживает переходный период и трансформируется вследствие принятия нового закона «Об образовании». В последние годы основные опасения родителей и представителей сообщества глухих связаны с внедрением инклюзивного образования, которая приходит на смену коррекционных школ. Активисты высказывались против закрытия коррекционных школ, а в не­которых регионах состоялись митинги за сохранение ситуации с образо­ванием детей с инвалидностью. Однако позже от насильственной инклюзии отказались, так как по мнению ряда чиновников, непродуманное и неподготовленное закрытие коррекцион­ных классов и учреждений может привести к необратимым последствиям для здоровья и развития больных детей. На сегод­няшний день родители детей с нарушениями слуха имеют возможность выбора: отдавать ребенка в инклюзивную школу или в специализирован­ную, однако процесс реформирования специализированного образования еще не завершен.

Возможность выбора инклюзивной формы обучения предоставляется глухим и слабослышащим не только во время обучения в школе, но и на этапе получения профессионального образования.

На протяжении продолжительного периода ситуация с получением глухими и слабослышащими профессионального образования менялась.  Распад Советского Союза ознаменовался ухудшением обще­го положения дел в сфере трудоустройства глухих, а также принятием ряда нормативных актов, усугубляющих сложившуюся ситуацию. В пос­ледние годы в сфере качественного предоставления инвалидам по слуху высшего и среднего профессионального образования стали происходить положительные изменения. Так, например, государственная программа «Доступная среда» на 2016-2020 гг. впервые включает в себя разделы, посвященные профессиональному образованию людей с нарушениями слуха, в частности, вопросам перевода лекций на жестовый язык и при­способления программ к потребностям и особенностям глухих и слабос­лышащих.

Можно предположить, что число доступ­ных профессий увеличилось, однако представители учебных заведений профессионального образования, в которых в настоящее время ведется обучение глухих и слабослышащих, свидетельствуют об отсутствии конкурса или о недоборе студентов на многие специализированные про­граммы. В то же время сами глухие и слабослышащие заявляют о раз­личных барьерах, мешающих получению качественного образования и трудоустройству.

Таким образом, трансформации, происходящие с профессиональной подготовкой глухих и слабослышащих (введение инклюзивного образо­вания, расширение перечня доступных профессий, принятие новых стандартов, изменение правил приема и обучения глухих и слабослыша­щих), с одной стороны, открывают перед людьми с инвалидностью по слуху новые возможности, а с другой, становятся барьером на пути професси­ональной адаптации и вызовом, в том числе в условиях пересмотра под­ходов к работе с глухими и слабослышащими. Необходимо понимать, с какими проблемами сталкиваются учащиеся с нарушениями слуха, делающие выбор в пользу профессионального образования, какие барьеры затрудняют процесс его получения.

По некоторым данным, получение профессионального образования является одной из ключевых стратегий у глухой и слабослышащей моло­дежи, причем почти 60 % учащихся говорят о том, что решение учиться в конкретном колледже принято ими более чем за полгода, что говорит о продуманности выбранной стратегии. Тем не менее даже учащиеся колледжей и ПТУ, заранее выбравшие место учебы и поступившие в же­лаемое учебное заведение, говорят о барьерах и трудностях, с которыми им приходится сталкиваться в процессе обучения.

Одной из проблем студентов с нарушениями слуха является то, что некоторые специальности оказываются для них закрытыми, поэтому выбор приходится делать из ограниченного числа направлений. Границы этого коридора задаются естественным образом из-за того, что работа по определенной профессии оказывается недоступна глухому, зачастую он сужается искусственно. Особую роль в сужении профессиональных возможностей играют сами колледжи, не давая возможности молодым людям с инвалидностью по слуху выбирать специальности из предложенных для слышащих. Представители колледжей отмечают, что брать на работу переводчика ради одного уча­щегося нецелесообразно и нерационально, поэтому администрация ста­рается по возможности собирать всех глухих и слабослышащих в рамках одного направления, чтобы они посещали одни и те же занятия:

Второй проблемой является административный барьер, который может проявляться в нескольких формах: во-первых, в соответствии с по­следними положениями, дети с инвалидностью так же, как и остальные абитуриенты, должны сдавать вступительные экзамены; во-вторых, абитуриенты обязаны предоставлять различные документы, проходить медико-социальную экспертизу (МСЭ) и получать индивидуальную про­грамму реабилитации и абилитации (ИПРА). Вступительные экзамены должны быть организованы «с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья». Например, таким учащимся может быть предостав­лено дополнительное время на выполнение заданий или физическая помощь в ходе экзамена, однако учащиеся коррекционных и специализированных учебных заведений даже в специально созданных условиях не всегда спо­собны выполнять задания наравне со слышащими из-за нехватки знаний и навыков. Низкий уровень подготовки, являющийся во многом результатом низкого качества школьного образования глухих, ранее не мешал молодежи с нарушениями слуха получать профессию и устраиваться в жизни, но в связи с отменой части льгот при поступлении, пути трудовой реализации оказы­ваются ограничены. Причем необходимость участвовать в общем конкурсе в данном случае усугубляется низкой правовой грамотностью молодежи с инвалидностью.

Индивидуальные про­граммы реабилитации и абилитации зачастую выступают ба­рьером к трудоустройству глухих и слабослышащих на индивидуальном уровне. ИПРА выдается бюро медико-социальной экспертизы и содержит в себе информацию о программе медицинской реабилитации инвалида (восстановительной терапии, необходимых технических средствах меди­цинской реабилитации, санаторно-курортном лечении), о программе со­циальной реабилитации (оказании юридической помощи, социокультурной и психологической реабилитации, информировании и консультировании по вопросам реабилитации), а также о психолого-педагогической реаби­литации для детей младше 18 лет. Трудности прохождения МСЭ и полу­чения ИПРА связаны с тем, что помимо информации о необходимости различных видов терапии и хирургии, технических средствах реабилитации, и программах лечения, ИПРА содержит также раздел «Профессиональная реабилитация», который включает в себя информацию о профессиональной ориентации, профессиональном обучении и переобучении, содействии в трудоустройстве и производственной адаптации. Помимо прочего, в ИПРА включаются рекомендации по трудоустройству, доступные виды труда и трудовые действия (функции), выполнение которых затруднено, а в своих заключениях специалисты МСЭ опираются на существующее законода­тельство, однако его трактовка сильно зависит от специалистов, принима­ющих решение. То есть, если в ИПРА будет указано, что человеку с инва­лидностью недоступны определённые виды труда (например, труд, требу­ющий общения с другими людьми), или рекомендуется создание особых условий труда (например, изолированное помещение), то большой перечень возможных специальностей будет для него закрыт.

Как отмечают эксперты, «любые рекомендации в этой графе необя­зательны к исполнению людьми с инвалидностью. Но они обязательны для работодателя», соответственно получение работы становится для глухого или слабослышащего человека затрудни­тельным. Кроме того, врачи могут вписать в ИПРА такие нечеткие огра­ничения, как работа на позициях, не требующих общения с людьми, тем самым очень сильно ограничив возможности трудоустройства глухого или, например, в раздел «профессиональное обучение» врачи без согласия клиента могут вписать конкретные виды работ, тем самым давая основания для отказа в приеме на любую другую специальность (не указанную в ИПРА). В ряде случаев в ИПРА вписываются конкретные специальности или профессии, которые рекомендуются ребенку с инвалидностью, однако важно учитывать, что ИПРА выдается бюро медико-социальной экспер­тизы, не обладающим необходимыми знаниями о ребенке для совершения подобных профориентационных заключений:

Кроме того, прохождение врачебно-трудовой медицинской комиссии и подготовка соответствующих документов может занимать продолжи­тельное время, из-за чего возникает ситуация, когда потенциальные абитуриенты просто не успевают получить все необходимые справки до окончания срока по­дачи документов в учебное заведение и вынуждены ждать целый год, выбирать альтернативные варианты учебы, не соответствующие их же­ланиям или вовсе отказываться от данной траектории.

Потенциальные абитуриенты сталкиваются с рядом иных формальных трудностей, не позволяющих им получить желаемую специальность: необ­ходимость регистрации при подаче документов, а также различия в доступе к ресурсам для людей с инвалидностью в разных регионах значительно снижают их жизненные шансы и сужают коридор доступных карьерных и профессиональных возможностей:

Серьёзной проблемой, мешающей учащимся с нарушениями слуха получать качественное профессиональное образование является отсутствие специальных условий, и в первую очередь квалифицированного перевода на жестовый язык в учебных заведениях, тогда как его использование в до­полнение к устной речи положительно влияет на понимание учебного ма­териала, позволяет сделать информацию более доступной и удобной для восприятия. Образовательная организация должна предоставить возможность получения услуг перевода, однако многие колледжи, в которых обучаются один или несколько глухих, не могут позволить себе содержать в штате переводчика, либо вынуждены обращаться к переводчикам, не обладающим необходимым юридическим статусом, дипломом, подтверждающим квалификацию. Даже если пере­водчик в штате все же присутствует, в обстоятельствах, когда студенты с нарушениями слуха учатся в разных группах, обеспечение постоянного сопровождения на всех занятиях становится невозможным. Возникают ситуации, когда студенты оказываются вынуждены сами находить себе переводчика, однако индивидуально (по ИПРА) человек с инвалидностью по слуху может претендовать на 40 часов работы переводчика в год, что, естественно, недостаточно для получения качественного образования, а также не позволяет добиться высокого качества перевода, так как, лекции, семинары и любые занятия подразумевают использование специальной лексики, не знакомой или слабо знакомой приглашенному переводчику. Как уже было отмечено выше, в ряде колледжей данная проблема решается за счет объеди­нения глухих в рамках одной учебной программы или направления, что, по сути, лишает их возможности выбора специализации:

Следующей проблемой профессионального образования является нехватка квалифицированных педагогов, умеющих работать с глухими и слабослышащими. Работа с учащимися с нарушениями слуха требует от преподавателей применения специализированных методик и подходов, однако проводимое обучение зачастую носит фор­мальный характер, из-за чего педагоги просто не понимают, как работать с такими учащимися. Кроме того, внедрение инклюзивного образования наталкивается на сопротивление со стороны педагогов, которые просто не готовы перестраивать формат занятий и переориентировать их на вклю­чение глухого учащегося в работу:

Наконец, наиболее серьезной проблемой профессионального образо­вания глухих является то, что карьерные перспективы вызывают у боль­шинства учащихся опасения.

Даже если после получения профессионального образования молодым людям удается получить работу - это, как правило, низкоквалифицирован­ный, тяжелый труд, не позволяющий сделать карьеру или заработать. В ка­честве основных возможностей для трудоустройства называются заводы и крупные торговые компании. Менеджерская или офисная сфера восприни­мается как недоступная глухим. Рассказывая о потенциальных местах работы, молодые люди большое внимание уделяют тому, что для глухих доступен именно ручной труд. В своих нарративах они подчеркивают тот факт, что любая работа, которая сейчас предлагается глухим и слабослыша­щими на рынке - это в первую очередь работа руками, которая далеко не всегда соответствует получаемому образованию (возможности трудоустройства глухих по таким популярным среди них направлениям обучения, как дизайн, стоматологическая ортопедия, лабораторная диагностика, программирование и др. оказываются ограничены). Ожидания от уровня оплаты труда, а также карьерного роста также не добавляют учащимся оптимизма: молодые люди, имеющие опыт работы, говорят о несправедливой разнице в оплате труда слышащих и глухих. Они отмечают, что даже на аналогичных позициях, выполняя одинаковый объем работ, глухие все равно в ряде случаев получают более низкую заработную плату:

При этом, глухие и слабослышащие учащиеся не надеются на помощь учебного заведения или службы занятости при поиске работы.

То есть вопрос трудоустройства в большинстве случаев должен ре­шаться индивидуально, через друзей, знакомых и родственников или через объявления, т.к. практически отсутствуют механизмы поддержки трудоустройства лиц с нарушением слуха.


Полный текст доклада здесь.

Категория: Статьи | Добавил: JA (28.09.2021)
Просмотров: 95 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Статьи [2]
Разного типа статьи, в основном по тематике 230113
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Полезные ресурсы
  • Официальный сайт Дмитровского техникума
  • Социальная сеть работников образования
  • Национальный открытый университет "ИНТУИТ"